ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
развития службы судебных приставов в России
Словарь В. Даля определяет слово пристав как должностное лицо, приставленное к чему-нибудь.
В древней Руси исполнением занимались отроки, мечники, приставы и подвойские судных грамот. Так, частный пристав возглавлял полицию городской части становой пристав был помощником уездного исправника и наблюдал за общественным порядком на территории уездного стана винный и соляной пристав контролировали продажу вина и соли от казны.
К XVIII веке практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала так называемая общая полиция. Неудобства, связанные с этим порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, - судебных приставов. Таким образом, судебные приставы стали являться органами судебной полиции. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства.
Законодательством Российской империи был установлен ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава (не могли быть приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; лица, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам и т.д.). Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены.
Появление института судебных приставов - это возврат к той юридической традиции, которая имела место до событий 1917 года. В настоящее время судебные приставы представляют собой возрождение известного института судебных приставов, существовавшего ранее в России.
После 1917 года функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Они исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.
После принятия в 1964 году нового ГПК РСФСР и до середины 90-х годов исполнительное производство характеризовалось рядом особых признаков. Оно носило государственный характер и имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков, защищало государственную, общественную и кооперативную собственность, а сами судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом и органов юстиции и представителей соответствующих судов.
Сам термин «судебный пристав» впервые появился вновь в современном законодательстве после принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», по которому поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ возлагалось на судебных приставов.
Результатом всесторонней проработки данной проблемы явилось решение о воссоздании в России Службы судебных приставов, нашедшее свое правовое закрепление в федеральных законах « О Судебных приставах» и «ОБ исполнительном производстве», принятых государственной Думой 4 июня 1997 года и вступивший в силу 6 ноября того же года. В соответствии с этими законодательными актами Служба получила федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции Российской Федерации. Служба получила статус федерального органа исполнительной власти со статусом правоохранительного органа, расширенным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения соответствующих мер принуждения к нерадивым должникам и ко всем тем, кто препятствует надлежащему исполнению служебных решений.
В соответствии с Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). Основными задачами ФССП России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России. Исполнение судебных решений является неотъемлемой частью основного права человека на судебное разбирательство, поэтому эффективность системы исполнения судебных решений имеет первостепенную важность для функционирования судебной системы в целом. Только реальное обеспечение права гражданина на справедливый суд в разумные сроки, может сохранить и повысить доверие общества к власти, обеспечивающей воплощение восстановленной судом справедливости. Эффективность мер по обеспечению исполнения судебных решений так же, как и статус, и уровень подготовки судебных исполнителей, являются ключевыми в организации всей системы.
Основополагающие идеи и стратегия дальнейшего развития ФССП России закреплены в Концепции, которая, в свою очередь, явилась основой для подготовки проекта Федеральной целевой программы «Развитие Федеральной службы судебных приставов на 2006 – 2008 годы». Свой официальный отсчет новая служба судебных приставов Челябинской области начала с января 1998 года. В феврале 1999 года Главным судебным приставом области был назначен А.Н. Новокрещенов который руководил областью до февраля 2009г. С 16 августа 2010г. Главным судебным приставом Челябинской области назначен государственный советник юстиции 1 класса Владимир Васильевич Морозкин.